«Глубоководные порты — узкое место в экспортном вопросе»

«Глубоководные порты — узкое место в экспортном вопросе»

15 Апреля 2019

«Глубоководные порты — узкое место в экспортном вопросе»

Российские компании готовы к кратному увеличению производства и экспорта масложировой продукции. Однако без решения вопроса по наращиванию логических мощностей выиграть экспортную гонку будет непросто. Стратегический план по укреплению позиций России на мировом рынке масложировой продукции эксперты отрасли обсудили на Масложировой конференции, проходившей в начале апреля в Москве.

По данным министерства сельского хозяйства, в первом квартале 2019 года экспорт масложировой продукции вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (без учета данных ЕАЭС). Согласно прогнозам аналитиков отрасли, положительная динамика должна сохраниться на протяжении всего года. Уже много лет Россия является мировым лидером по поставкам подсолнечного масла. Традиционно высок спрос на российское масло в таких странах как Турция и Египет, в последней — рост импорта составил 35% по итогам прошлого сезона. Также положительная динамика по объему поставок зафиксирована в Иране (на 22%). Страны Ближнего Востока являются давними партнерами России, однако потенциал увеличения экспортных поставок и налаживанию торговых связей еще не исчерпан. По данным членов Масложирового союза — ГК «ЭФКО», в период 2015—2018 года объем экспорта подсолнечного масла из России в Иран вырос в 4,4 раза, тогда как доля украинского рынка в Иране за последние три сезона сократилась почти в 3 раза.

Обсуждая конкурентную среду на дальних экспортных направлениях, эксперты уделили особое внимание рынкам Китая и Индии. Они отметили, что доля украинского подсолнечного масла на рынке Поднебесной постепенно сокращается, уступая объемы российскому подсолнечному маслу — экспорт подсолнечного масла из России за последние два сезона в 2,2 раза. Как отметил в ходе конференции соредактор международного агентства Oilworld (Германия) Зигфрид Фальк, в прошлом сезоне из-за торговых войн Китай был вынужден снизить объемы переработки внутри страны, а также переориентироваться на рынок России и Европы для решения вопроса закупки масличного сырья. Индийские партнеры также фиксируют растущий интерес к продукции из России. По словам заместителя руководителя экономического и коммерческого отдела Посольства Индии в Р Ф Джорджа Томаса, наибольшая доля импорта масложировой продукции в его стране приходится на закупку пальмового масла, семян подсолнечника, рапса и сои. Рост импорта этой продукции составляет порядка 25−45%.

Кроме того, к 2024 году объем потребления масложировой продукции может составить 10 млн тонн, потому страна остро нуждается в налаживании отношений с новыми странами-поставщиками. Как подчеркнул Алимухаммад Лакдавала, руководитель дивизиона закупок масложировой продукции из индийской компании ITC Ltd, в структуре поставок растительных масел в Индию на российский экспорт приходится около 14%. В свою очередь, отечественные компании намерены изменить такое соотношение и увеличить этот показатель к 2024 году.

Однако, как отмечают в компании «Содружество», сложно решать вопросы наращивания экспортных поставок, не имея понятия, как этот объем экспортировать. «Для отрасли и бизнеса важна внутренняя стабильность, которая влияет больше, чем внешние враги», — подчеркивали участники конференции. Логистический вопрос здесь имеет принципиальное значение. Так, каспийские порты обеспечивают до 64% от общего объема российского экспорта подсолнечного масла в Иран. А, например, порт Новороссийск является главным пунктом перевалки масложировой продукции в Китай, обеспечивая более 80% отгрузок в Поднебесную.

Как отметил генеральный директор ТД «НМЖК» Григорий Зеленкин, глубоководные порты — узкое место в экспорте, сегодня фактически единственным глубоководным портом с ж/д подъездными путями в Черном море является Новороссийск. Ограниченность портовой инфраструктуры не позволяет загружать танкеры полностью, вместо 50 тыс. тонн обычно загружают 20−30 тыс. тонн, и затем дозагружают на Украине. С другой стороны, есть порт Тамань, способный принимать танкеры в 50 тыс. тонн, однако этот порт до сих пор не обеспечен подъездными ж/д-путями и ограничен мощностями по хранению наливных грузов.

Эксперты сходятся во мнении, что без господдержки развивать портовые мощности будет крайне сложно, тогда как на сегодняшний день отдельной линии финансирования на эти цели правительством пока не предусмотрено. Участники рынка считают, что эти позиции должны быть оперативно пересмотрены. Третья Масложировая конференция «Стратегия отрасли в экспортной гонке: марафон или спринт» прошла в Москве в начале апреля. Организатором мероприятия выступил Масложировой союз России. Конференция прошла при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ и Российского экспортного центра. В мероприятие приняли участие порядка 250 человек.


^